Еврейский мессианский ресурс
Главная страница | Анонсы | Наш e-mail
Главное в жизни Статьи Праздники Всевышнего Еврейский дом Новости с земли обетованной
Новости Израиля:   

ЕВРЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ

МОЛИТВЫ

МОЛИТВЫ
Еврейская молитва

Есть некоторые особенности молитвы в синагоге, ко­торые могут показаться христианам примечательными. Одно из первых впечатлений постороннего посетителя может оказаться таким, что служба и особенно литургия в синагоге менее организованы, чем в церкви. Ему может показаться, что молящиеся не так внимательны к ведущему службу, как это принято у христиан. Иногда кто-то из молящихся молится вслух как бы сам по себе. Затем, как будто внезапно, все присутствующие объеди няются в общей молитве или в общих песнопениях, затем опять каждый молится отдельно. После этого может наступить тишина, прерываемая лишь отдельны ми людьми, громко произносящими слова молитвы, а затем все начинают вновь молиться и петь вместе, причем всегда знают, когда это надо делать. Посетителю трудно это понять и трудно следить за хо дом молитвы. Даже у тех, кто изучал иврит и еврейский молитвенник, возможно, займет немало времени, пока они смогут следить за ходом молитвы к синагоге. Поэ тому мы попытаемся обьяснить некоторые особенности еврейской молитвы, которые в какой-то мере прольют свет на службу в синагоге.

Сидур

Порядок службы в синагоге определяется молитвен ником (на иврите сидур, что значит «упорядочение»). Молитвенник содержит общие молитвы и молитвы для одного человека, порядок службы, многочисленные от рывки из Танаха, а также отрывки из Талмуда. Не которые более расширенные молитвенники содержат даже весь Псалтирь, а также песнопения для субботы и праздников. Хотя сидур не существовал в письменной форме до IX века и не был доступен для каждого молящегося в си нагоге до изобретения книгопечатания в XV веке, боль шая часть составляющих его текстов относится к значи тельно более раннему времени, вплоть до периода Ново го Завета и даже до него. Молитвы и их порядок в основ ных чертах были установлены до рассеяния евреев в 70 г. н.э., когда был разрушен Иерусалим. Это рассеяние еще увеличилось после подавления восстания Бар-Кохбы римлянами в 135 г. н.э. Вследствие своей давности, сидур и служба в синагоге открывают окно в мир еврей ской веры и молитвы, в тот мир, в котором возникло христианство. Между ашкеназским и сефардским молитвенниками имеются некоторые различия. Однако они незначительны, и евреи могут без каких-либо трудностей принимать участие в службе в любой синагоге в любом месте в мире. По сравнению с различиями в христианском мире это всемирное единство поразительно.

Кавана

Многие христиане не очень одобрительно относятся к записанным молитвам. Они предпочитают свободные молитвы, «льющиеся из сердца». В иудаизме принцип свободной молитвы также считается очень важным, о чем можно прочесть и трактате Мишны «Наставления отцов» (Пирке Авот) 2:13: «Рабби Шим'он говорил: Будь внимателен при чтении Шма и в молитве; когда мо лишься, не считай молитву повинностью, а просьбой о милости и милосердии пред Богом Благословенным, как сказано [Иоиль 2:13|: Ибо Он благ и милосерд, долго терпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии». Еврейская традиция относится к свободной молитве как к «помышлению сердца» и считает ее желательной в лю бое время, днем и ночью.

«Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, Твердыня моя и Избавитель мой» (Псалм 19:15).

При этом не следует забывать, что Иисус сам учил своих учеников установленной молитве, до сего дня хри стиане молятся этими словами. Молитва Господа, в сущ ности, - типичная еврейская молитва. По всей вероят ности, Иисус в синагоге читал многие из тех молитв, которые можно увидеть в сидуре сегодня. Один еврей ский ученый нашел, что молитву Господа можно соста вить из еврейских молитв; таким образом, он показал, что Иисус молился так же, как молились в синагоге в его время. Каждое слово в приведенной ниже молитве взято из традиционных еврейских молитв:

Отец наш, который на небесах,

Да святится великое Имя Твое

В мире, который Ты сотворил по воле Твоей.

Да придет царство Твое и царская власть Твоя вскоре,

И да признают Тебя все народы земли.

Да будет превознесено Имя Твое во веки веков,

Да исполнится воля Твоя на небе и на земле.

Пошли мир и успокоение всем боящимся Тебя.

И делай с нами все, что Ты полагаешь благом для нас.

И дай нам насытиться хлебом,

Что Ты посылаешь нам каждый день.

Прости нас, Отец наш, ибо мы грешили.

Прости и тех, кто причинил нам зло,

Как и мы прощаем их. И не введи нас в соблазн,

Но сохрани нас от всякого зла.

Ибо Твое величие, и власть, и слава,

И победа, и великолепие,

И все на небе и на земле,

Вся земля Твоя,

И Ты Господь всего сущего вовеки!

Аминь.

Еще одна особенность еврейской молитвы, которая может составить проблему для христиан - это частое по вторение одних и тех же молитв. Но следует помнить, что Матфей 6:7 предостерегает не против повторения молитв как таковых, но против суетного многословия, подобно тому как в Первом послании к Тимофею 6:10 Павел называет «корнем всех зол» не деньги, а сребро любие. Так же и в отношении цицит и тефиллин в Еван гелии от Матфея 23:5 осуждается не ношение этих предметов, но злоупотребление ими. Таким же злоупо треблением было бы повторение молитв всуе. Пустое повторение молитв не может считаться исполнением заповедей. Во многих синагогах можно увидеть на стене надпись: «Помни, перед Кем ты стоишь» (Талмуд, Берахот 28-6). Есть в иврите понятие, подчеркивающее важнейшее свойство молитвы: кавана. Слово это означает «намере ние», в данном случае имеется в виду намерение, вклады­ваемое в молитву и в другие религиозные обряды. Не обходимо направить душу к Богу, подобно тому, как на страивают радио на определенную волну. Когда человек произносит молитву, он не должен читать ее как обыч ный текст, он должен чувствовать, что стоит перед Богом. Молящийся должен настроить свое сердце так, чтобы оно было обращено к Богу.

Чтобы это сделать, следует заранее подготовиться к молитве. Необходимо также во время молитвы держаться уважительно. Нельзя сидеть или стоять в развязной ма нере перед царем или высоко почитаемым человеком. Поэтому евреи часто встают во время молитвы.

Еще один способ достичь нужного настроя - это со вершать определенные телодвижения, используемые ис ключительно во время молитвы. Часто можно видеть, как мужчины во время молитвы или учебы раскачиваются взад и вперед. Эта традиционная практика помогает со­средоточиться на молитве и расширить ее за пределы слов посредством участия в ней тела, как сказано в Псал ме 34:10: «Все кости мои скажут: Господи! кто подо бен Тебе...». Это раскачивание во время молитвы имеет такую давнюю традицию, что для многих евреев оно стало почти автоматическим.

молитва Иудея

Смиренная молитва

Молитва - это большая привилегия. Ведь мы при ближаемся к Господу Пресвятому, к Царю царей, к все могущему Богу. Часть ежедневной утренней молитвы очень четко выражает эту мысль. Евреи начинают свой день с подобной молитвы:

Властелин всех миров и Владыка владык! Не на праведность свою полагаемся мы, обращая к Тебе наши мольбы, а на милосердие великое Твое. Что есть мы, что наша жизнь, что на ши добрые дела, что наша праведность, что наше спасение, что наша сила, что наша сме лость; что мы можем сказать Тебе, Господь, Бог наш и Бог отцов наших! Ведь всякий сильный - ничто пред Тобою; и прославленные мужи словно и не существовали никогда, и мудрецы подобны лишенным знания, и ра зумные подобны /лишенным разума; все мно жество дел их кажется несущественным, и дни их жизни ничтожны, и нет преимущества у человека перед животным, ибо все суета...

...Однако мы народ Твой, сыновья Завета Твоего, потомки любимого Тобой Аврагама, ко торому дал Ты Свою клятву на горе Мориа; потомство Исаака, единственного его сына, который был связан и возложен на жерт венник; мы община Иакова, которого по любви Своей к нему назвал Ты Израилем. Поэтому мы обязаны благодарить, и восхва лять, и славить Тебя, и освящать Имя Твое, и возносить хвалу и благодарение. Счастливы мы! Как хороша наша доля, как отрадна судь ба наша и как прекрасно наше наследие! Сча стливы мы, ибо с утра и до вечера в синагогах и домах учения провозглашаем единство Име ни Твоего, и каждый день дважды произносим с любовью: Шма - «Слушай, Израиль, Господь — Бог наш, Господь един!»

Бог Сам говорил с нами и явил Себя в откровении нам. Он желает общаться с нами. Так что когда мы молимся, мы, в сущности, отвечаем на Его призыв. Молиться зна чит, прежде всего отвечать! Из этой молитвы видно, насколько евреи считают себя незначительными и какой ничтожной свою праведность перед Богом. Здесь поднимается проблема, общая для всех молитв: как мы, сознавая свою незначительность, можем обращаться к Богу и ожидать, что Он услышит нас? Ведь мы лишь прах. Мы грешны. И все же мы стоим перед лицом Бога, обращаемся к Нему и надеемся, что Он услышит нас. Как же мы осмеливаемся обращаться к Ца рю вселенной?! Ответ заключается в том, что мы можем приблизиться к Нему, только через Кровь Христа, т.к. только Кровь Иешуа га Машиаха омывает наши души, уничтожая грехи, и мы очищенные и омытые имеем право придти к престолу благодати.

«Отец любит Сына и все дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Иоанн 3:35,36).

Индивидуальная и общая молитва

Характерная особенность еврейской молитвы в том, что это прежде всего общая молитва, то есть молитва от имени всего народа Израиля. Поэтому она почти всегда во множественном числе («мы», «нас» и т.д.), как и в молитве «Отче наш». Так избранный народ Бога обра щается к Богу завета. Основная молитва в синагоге - молитва от имени всего народа Израиля.

При этом служба в синагоге включает и индиви дуальную молитву. Отдельный человек считает себя частью народа Израиля, и так он и молится. Поэтому общая молитва занимает большую часть службы. Народ Израиля, который был избран Богом быть «цар ством священников и народом святым», стоит перед своим Господом.

Еврейская коллективная молитва, содержащая благо словения, восхваления и личные просьбы, очень важна для укрепления веры и для поддержания общности ев реев. Молитва общины считается особенно важной и дей ственной в свете таких стихов, как «Во множестве народа - величие царя» (Притчи 14:28). Одна нить веревки может быть прочной, но ее прочность возрастает многократно, когда она сплетается с другими нитями и обра зует веревку, как сказано в Экклесиасте 4:12: «...нитка, втрое скрученная, не скоро порвется».

Три ежедневные молитвы

Соблюдающий заповеди еврей молится три раза в день, как делал пророк Даниил: «Даниил же, узнав, что подпи сан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колена и молился своему Богу и славословил Его, как это делал он и прежде того» (Даниил 6:10).

Две из трех ежедневных молитв соответствуют еже дневным жертвоприношениям, происходившим в Храме. Это утренняя (шахарит) и послеполуденная (минха) молитвы. Таким образом, после разрушения 2 Храма (70г.) иудаизм стал религией без жертвоприношений и без искупления кровью. Раввины не захотели принять и понять значение жертвы Иешуа га Машиаха (Иисуса Христа) на Голгофе. Иудаизм Священных Писаний был заменен талмудическим иудаизмом, уходящим корнями в религию фарисеев, небольшой группы евреев, строго соблюдающих ритуалы и отвергающих Иешуа из Назарета, отрицающих Его воскресение.

Вечерняя молитва (аравит или маарив) не име ет прямого соответствия в храмовой службе. Некоторые считают, что она связана с сожжением остатков ежедне вных жертв, не сгоревших на алтаре. Есть предание, что три ежедневные молитвы были установлены тремя пат риархами: Аврагамом, Исааком и Иаковом.

На протяжении многих столетий синагога была духов ным, культурным и общественным центром для евреев. Трудно представить, как евреи смогли бы пережить выпавшие на их долю страшные катастрофы без такой ду ховной крепости, как синагога. Когда Иерусалим пере стал быть физическим центром еврейскою народа, сина гога как бы перенесла Иерусалим в страны рассеяния и сохранила живую память о Иерусалимском Храме.

Синагога не только стала духовным центром еврей ского народа, но явилась и исходным образцом, как для церкви, так и для мечети. Поэтому можно сказать, что ни один другой институт человеческого общества не имеет такой долгой непрерывной истории. Синагога сыграла большую роль в сохранении еврейского народа, его культуры, традиции.

Хотя первые христиане – евреи, принявшие Иешуа из Назарета Своим Мессией, были изгнаны из синагог после разрушения Храма и по сегодняшний день. В Явне (70г. н.э.) приняты первые постановления против евреев верующих в Иешуа из Назарета. Был издан «такканот» (официальный указ раввината), где были сформулированы постановления против христиан и других еретиков. Это означало, что когда иудеи собирались вместе для ежедневных молитв, которые отныне заменяли ежедневные жертвоприношения, проклятие против еврейских верующих в Иешуа добавлялось к особой молитве «Шмона Эсрей» («Восемнадцать благословений»). Оно гласило:

«Да не будет надежды у отступников, покуда не вернутся они к Твоей Торе, и да исчезнут в миг назареи и миним. Да сотрутся они из книги жизни и не будут записаны вместе с праведниками.» (фрагмент из Генизы-1925).

Аминь

Еврейское слово аминь (на иврите амен), которое час то можно услышать при службе в синагоге как ответ мо лящихся на произносимую ведущим молитву благо словения Господа, выражает одобрение только что услы шанных слов. В книге Второзаконие 27:15-16 читаем: «И весь народ скажет: амэн» - как ответ на произносимые священником проклятия, нарушающим Божественные за поведи.

Слово это означает «истина». Его также можно истол ковать как акроним, составленный из начальных букв трех слов: алеф - первая буква слова Эль (Бог), мем -первая буква слова мелех (царь) и нун - первая буква слова неэман (верный, истинный, надежный). Таким образом, получается фраза: Бог - истинный царь. Так что амен - это признание вечного истинного Царя, Которого мы должны почитать и к Которому направлены наши молитвы.



вернуться

на главную

Праздники Всевышнего

Песах
Шавуот
Рош га Шана
Йом Кипур
Суккот
Ханука
Пурим


Анонсы


анонсы

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Иоанна 3:16-18).