| |||||
Главное в жизни Статьи Праздники Всевышнего Еврейский дом |
|
Название седьмого дня недели, на иврите шабат (благодаря которому и возникло русское слово “суббота”), происходит от корня слова лишбот, значение которого - прекращать творческую деятельность или отдыхать после работы.
Началом шабата – седьмого дня недели – считается вечер пятницы (шестого дня недели). В большинстве общин мира вне Израиля принято, что за восемнадцать минут до захода солнца в данной местности (шкия) женщины отмечают наступление субботы, зажигая дома субботние свечи. А для мужчин наступление субботы знаменуется чтением в синагоге девяносто второго псалма мизмор шир лейом шабат (песни в честь субботы). Согласно четвертой из Десяти Заповедей (в обеих ее формулировках: и в книге Шмот, и в книге Дварим) мы должны “помнить” и “соблюдать” субботу, “чтобы хранить ее святость” (Шмот/Исход, 20:8-11; Дварим/Второзаконие, 5:12-15).
Шабат много раз упоминается в Торе: в рассказе о Сотворении мира (Брейшит/Бытие, 2:1-3); о выпадении мана (манны небесной), этого основного продукта питания народа во время многолетних скитаний в пустыне, - именно перед субботой каждой семье удавалось собрать в два раза больше мана, чем обычно (Шмот/Исход, 14:29); в связи с выходом из Египта (Дварим/Второзаконие, 5:15); указанием не уходить дальше определенного расстояния от стана (Шмот/Исход, 16:29); и, наконец, в связи со строительством Мишкана, переносного Храма в пустыне (Шмот/Исход, 35:1-3). ЗАПОВЕДИ ШАБАТРАМБАМ (МАЙМОНИД) ПЕРЕЧИСЛЯЕТ ПЯТЬ ОСНОВНЫХ МИЦВОТ, СВЯЗАННЫХ С ЭТОЙ ЗАПОВЕДЬЮ: ДВЕ ПОЗИТИВНЫХ И ТРИ НЕГАТИВНЫХ.ПОЗИТИВНЫЕ ЗАПОВЕДИМицва 154: Отдых в субботу. “А в седьмой день отдыхай” (Шмот/Исход, 23:12).Мицва 155: Делать шабат святым. “Помни день субботний, чтобы его освящать (хранить его святость)” (Шмот/Исход, 28:50). НЕГАТИВНЫЕ ЗАПОВЕДИИз этих трех заповедей и других стихов Торы, особенно из раздела о строительстве Мишкана, наши мудрецы и галахические авторитеты (лучшие знатоки и толкователи законов) вывели много концепций и основных категорий деятельности, запрещенной в субботу. Концепции ав мелахот (основных категорий творческих, созидательных действий), их толдот (их производных, разновидностей) и исур дерабанан (действий, запрещенных согласно постановлению раввинов, законоучителей) будут подробно разбираться позднее.Мицва 320: Запрещено работать в субботу. “Не делай никакой работы в шабат” (Шмот/Исход, 20:10). Мицва 321: Запрещено выходить за пределы разрешенной дистанции от границ города в субботу. “Пусть никто не выходит из этого места в седьмой день” (Шмот/Исход, 16:29). Мицва 322: В субботу запрещено зажигать огонь. “Не зажигайте огонь в ваших поселениях в субботу” (Шмот/Исход, 35:3). ЧЕТЫРЕ АСПЕКТА ШАБАТРАМБАМ ТАКЖЕ ВЫДЕЛЯЕТ В СОБЛЮДЕНИИ СУББОТЫ ЧЕТЫРЕ АСПЕКТА: ДВЕ ЗАПОВЕДИ ДЕОРАЙТА (ОСНОВАННЫЕ НА ТОРЕ) И ДВЕ ДЕРАБАНАН (ОСНОВАННЫЕ НА ТАЛМУДЕ)Помнить день субботний. К этой заповеди относится зажигание субботних свечей; произнесение Кидуша (освящение, выделение субботы); особые молитвы субботы и три обязательные трапезы, а так же авдала (отделение субботы от будних дней) и мелава малка (трапеза для праздничных проводов царицы-субботы). Соблюдение субботы. Отстранение от творческих дел, разделенных на 39 основных категорий и их производных. К ним относятся, например, запрет зажигать свет в субботу, водить автомобиль, заниматься садовыми работами, письмом, бизнесом и т.д. Почитание субботы. К этому относится приготовления к субботе, например, уборка дома; накрывание на стол; приготовление еды на субботу; купание и одевание особой одежды. “Тот, кто работает перед наступлением субботы, будет есть в субботу”. Радость субботе. Мы радуемся субботе и когда едим вкусную пищу ( особые, субботние блюда: чолнт, кугель, кишке, цимес и др.), и когда учим Тору. Мы стараемся создать радостную субботнюю атмосферу. Многие спят в субботу после полудня, чтобы отдохнуть и восстановить энергию. Тора учит, что сотворение мира длилось семь дней. Шесть дней Всевышний творил Вселенную, растительное царство, животных и венец творения – человека. А потом Он сотворил шабат – день святости (кдушат шабат) и покоя (менухат шабат). Б-г благословил седьмой день и объявил его святым, потому что в этот день Б-г прекратил всю свою созидательную деятельность. Нам заповедано уподобляться Всевышнему, контролируя свои материальные устремления и направляя свои силы к субботе, дню духовного отдыха. Шабат называют “Предвкушением Будущего Мира”, потому что мы трудимся в этом мире, а награду получаем в Будущем Мире. И так же происходит в субботу - день, когда откладывают повседневные дела и заботы, перестают стремиться к материальным благам и полностью предаются духовной деятельности. С точки зрения Торы, в шабате заключен главный смысл всего, он - цель, к которой мы стремимся. Фактически, именно шабат определяет название дней, первый день недели называется йом ришон лешабат (первый день после субботы), за ним следует шени лешабат (второй после шабат), и так далее. В отличие от светского календаря, у дней еврейской недели нет самостоятельных названий: как воскресенье, понедельник и другие. Чтобы понять эту идею, можно привести машаль (аналогию) с автомобилем. Машина без тормозов очень опасна. Шофер теряет над ней контроль. Она легко может сойти с дороги. Поэтому и работа ради самой работы опасна, она сама приводит к своему концу. А суббота – перерыв, который контролирует наши материальные стремления, поднимая наше существование на более высокий духовный уровень. Те, кто соблюдают субботу, часто говорят о внутренней тишине, покое, сиянии: это и называется кдушат шабат – святость субботы. Мудрецы учат, что у того, кто соблюдает шабат, появляется нешама йетера (добавочная душа) – особое состояние души, не такое, как в обычные дни.
ОСНОВА ВЕРЫВечный знак и союз. Сказано в Торе, что шабат – Вечный Союз. “Это знак между Б-гом и Народом Израиля” (Шмот/Исход, 31:16-17). Суббота свидетельствует о том, что Б-г – Создатель Земли и Неба, а так же всего, что к ним относится. Человек может забыть, что силы и таланты, дающие ему возможность побеждать природу, - это дары Всемогущего. Их нужно использовать для служения Всевышнему, а не самому себе. Отстраняясь от творческой деятельности в субботу, человек признает, что Творец – источник всех сил. Он – Владыка.Знаменитый Йегуда Алеви (автор Кузари) говорит, что суббота – чудесное сокровище, которое позволило евреям пережить преследования и изгнание в течение многих веков. Он объясняет, что даже в самых трудных обстоятельствах, когда человек проникается духом субботы, его окружает особая атмосфера субботы, и он исполняется силы и веры. Как военная форма постоянно напоминает солдату, кто он, так и суббота напоминает еврею, какая у него духовная цель в жизни и какая роль. Поэтому не будет преувеличением сказать, что еврейский народ пережил тысячи лет преследований и унижений, в основном, потому, что соблюдал субботу. “Больше, чем евреи хранили субботу, суббота хранила евреев”. Равенство, свобода и единство семьи. Одна из причин соблюдения субботы – необходимость помнить о том, что мы были рабами в Египте, и Всевышний вывел нас оттуда, чтобы мы получили Тору на Синае (Дварим/Второзаконие, 5:15). Суббота символизирует выход из физического рабства к духовной свободе. Иными словами, шабат – это переход от ежедневной светской деятельности и работы к святости и покою. Эта концепция свободы и равенства выражена в Десяти Заповедях. Мы читаем: “Соблюдай субботу, чтобы хранить ее святость, как тебе заповедал Всевышний. Шесть будних дней можешь работать и делать все, что тебе нужно, а в седьмой день – шабат Г-споду, Б-гу твоему, никакой работы не делай. Ни ты, ни твой сын, ни твоя дочь, ни слуга, ни служанка, ни бык, ни осел, ни другие животные, ни чужеземец в твоих вратах” (Дварим, 5:14). Тора говорит, что в субботу все евреи равны. Каждому полагается день отдыха, даже слуге и наемному работнику. В шабат каждый человек – царь. Богатый и бедный вместе молятся и вместе учатся, празднуя субботу рядом, как равные. Шабат – семейный день, когда укрепляются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, учителями и учениками. Шабат это праздник, это день радости, когда едят вкусную еду, поют змирот (субботние песни) и идут в синагогу. Шабат становится прекрасным, праздничным островком во времени. Темп жизни меняется, напряжение рабочей недели спадает. Возникает пространство, где можно свободно вздохнуть, наступает релаксация и успокоение. Шабат - это шанс раз в неделю отнестись к жизни с достоинством и святостью, способ понять смысл нашего еврейства. Шабат помогает нам осознать, что человек – не машина для делания денег, что в жизни есть нечто более высокое и мы живем не ради часа, а ради вечности и святости. Все это приходит к нам из опыта еврейской субботы, все эти переживания необычайно значимы и прекрасны. ПОМНИ ДЕНЬ СУББОТНИЙКАНУН СУББОТЫ –ЭРЕВ ШАБАТ. Чтение недельного раздела Торы – дважды с комментарием. Зажигание свечей (адлакат нерот). Хозяйка дома зажигает две свечи, этим для нее начинается суббота. Некоторые зажигают еще по одной свече за каждого из детей. Шир аширим - “Песнь песней”, написанная царем Шломо, символически повествует о любви между Б-гом и еврейским народом. Кабалат шабат – состоит из шести псалмов, соответствующих шести дням Творения, за ними следует Леха доди – приветствие царицы субботы. Чтение Теилим 92 и 93 знаменует при этом наступление субботы для мужчины. Баме мадликин – во многих общинах принято читать прямо перед мааривом (вечерней молитвой) вторую главу из Мишны, трактат Шабат, которая начинается с этих слов и разбирает относящиеся к субботе законы.ВЕЧЕР СУББОТЫ (В ПЯТНИЦУ) –ЛЕЙЛ ШАБАТ Шабат маарив – вечерняя молитва в синагоге. Биркат абаним – благословение детей. Шалом алейхем – песня, благословляющая ангелов, приходящих в субботу. Эшет хаиль – песня из Мишлей (притчей царя Шломо), состоящая из двадцати двух фраз, прославляющих доблестную жену. Кидуш – освящение субботы над бокалом вина. Это воспоминание о Творении мира и о том, как Б-г вывел нас из Египта. Сеуда – праздничная трапеза в честь субботы. а) Участники идут после Кидуша совершить омовение рук с благословением, а потом хозяин дома говорит браху Амоци над двумя халами. б) Диврей Тора (слова Торы) принято говорить за столом. Обычно они касаются недельного раздела Торы. Детям задают вопросы о том, что они учили в школе. Змирот – с радостью поют субботние песни, многочисленные и разнообразные мелодии которых распространены среди евреев по всему миру. (На каждой из субботних трапез принято петь особые, очищающие и возвышающие душу песни, полные глубоких символов и цитат из Танаха, которые благословляют Всевышнего и указывают еврею его путь в мире.) Шир амаалот, биркат амазон – Шир Амаалот - “Песня возвышения” или “ступеней” - это теилим (псалом), который читают в праздники перед биркат амазон - “благословением после еды” (еды с хлебом). В субботнее благословение включены дополнительные вставки на этот день. УТРО СУББОТЫ –ШАБАТ БАБОКЕР 1. Шахарит – утренняя молитва. а) Биркат ашахар – утренние благословения. б)Песукей дезимра – псалмы, восхваляющие Всевышнего. б) Шма и благословения. в) Амида – в субботу в ней только семь благословений, в отличие от будничной Шмоне эсре, состоящей из восемнадцати брахот. Утренняя молитва в шабат соответствует первой жертве, которую приносили каждый день утром в Храме в Иерусалиме – тамид (постоянной жертве). ЧТЕНИЕ ТОРЫ –КРИЯТ А-ТОРА Вынос Торы – Моше рабейну постановил, чтобы Тору читали утром в шабат, в понедельник и в четверг. После чтения Торы и афтары произносят несколько молитв, благословляющих тех, кто поддерживает Тору, изучая ее, обучая ей и давая средства на обучение. Тора возвращается в арон кодеш - Ковчег, специальный украшенный шкаф, где хранятся свитки. МОЛИТВА МУСАФ Мусаф амида – Дополнительная молитва, всегда состоит из семи благословений и соответствует мусафу - дополнительным жертвоприношениям в Храме, которые приносили в субботу. Утренний кидуш – второй кидуш, который установили мудрецы, читают перед началом второй, утренней, трапезы субботы. Вторая заповеданная трапеза – Во многих домах принято с древних времен есть в это время чолнт – особое блюдо, которое до наступления субботы готовят из мяса и бобов, часто с добавлением картофеля, и так далее, и держат, пока не приступили к еде, на горячей плите. (На печи, на покрытой металлическим листом газовой плите или на специальной электроплите, мармите, температура которого ниже ста градусов. Конечно, запрещено в субботу регулировать огонь или электричество.) Диврей Тора, змирот, биркат амазон – сопровождают вторую субботнюю трапезу так же как и первую. СУББОТА ПОСЛЕ ПОЛУДНЯ - МИНХА Молитва минха - Она соответствует ежедневному полуденному жертвоприношению в Храме, тамид. Крият атора – К Торе вызывают троих: коэна, леви и исраэля (не коэна и не левита). Это чтение учредил Эзра а-Софер, мудрец и пророк, который вывел евреев из Вавилона и отстроил Второй Храм. Шалош сеудот – Третья обязательная трапеза субботы со своими субботними песнями. ИСХОД СУББОТЫ - МОЦЕЙ ШАБАТ Молитва маарив – Обычная вечерняя молитва с некоторыми добавлениями. В молитву Шмона эсре включается вставка авдала, которая отделяет субботу от будних дней. Другие добавления – виги ноам, теилим 67 и веата кадош. Авдала – церемония отделения субботы от будней. а) Наливают до краев бокал вина и зажигают свечу с несколькими фитилями. Под рукой находится коробочка со сладко пахнущими специями. б) Иней кэль ишуати эвтах – “Вот, Б-г спасения моего” - так начинается гавдала, затем произносят благословение на вино. в) Говорят браху над благовониями. Их запах должен служить нам утешением в момент ухода с наступлением буден дополнительной субботней души (нешама йетера). г) Произносят благословение над огнем свечи из нескольких фитилей. При этом руку подносят к огню, чтобы его отражение стало видно на ногтях, - это символизирует контраст между светом и тьмой. д) Заключительная браха благословляет Творца, Который разделяет между святым и светским, светом и тьмой, Израилем и другими народами, седьмым днем покоя и шестью рабочими днями. е) Затем пьют вино. 3. Мелава малка - “Проводы царицы-субботы” - это особая трапеза, которую многие устраивают в моцей шабат (на исходе субботы). Некоторые называют ее “сеудат Давид амелех” (трапеза царя Давида). Давиду было предсказано, что он умрет в шабат, и с этого дня до самой смерти на исходе каждой субботы он устраивал праздничную трапезу, благословляя Всемогущего за то, что Он дал ему прожить еще неделю. «Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него» (Псалм 2:11-12). Б-г хочет, чтобы мы жили, как указывает Тора, почитали Его Сына Иешуа га Машиаха (Иисуса Христа) своим Мессией, ради нашего блага и блага всего Его творения в целом. Через крест Мессия приготовил нам путь в небесную субботу. |
Песах
Шавуот
Рош га Шана
Йом Кипур
Суккот
Ханука
Пурим
© Еврейский мессианский ресурс 2023 Всі права захищені Правові питання Охорона24: физическая охрана Киев | Дом престарелых Гута Грин в Киеве | Наверх ![]() |