Еврейский мессианский ресурс
Главная страница | Анонсы | Наш e-mail
Главное в жизни Статьи Праздники Всевышнего Еврейский дом

ЕВРЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ

ЗАПОВЕДИ

ЗАПОВЕДИ
"Да будут слова эти, которые я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем... И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих" (Второзаконие 6:9) Что такое мезуза? Посмотрите внимательно на фотографию. На правом косяке двери есть прямоугольный предмет. Это мезуза - знак еврейского дома. Тора предписывает прикреплять мезузу на косяке каждой двери жилища еврея, а также на воротах, ведущих во двор с улицы. Мезуза (множественное число - мезузот) - это свиток с двумя фрагментами Торы (Второзаконие, 6:4-9 и 11:13-21), написанными на иврите. Это первые два абзаца Шма. Они провозглашают единство Б-га и существование завета между Ним и еврейским народом. Мезуза должна быть написана от руки квалифицированным сойфером, писцом на пергаменте. Пергамент - это внутренний слой кожи животного, обработанный так, чтобы он стал гладким. Это один из древнейших известных нам материалов для письма. Для его изготовления может быть использована только кожа кошерного животного. Пергамент из кожи кошерной птицы непригоден, потому что в нем много отверстий от перьев. Если вы посмотрите на дверь еврейского дома, вы, вероятно, не увидите никакого пергамента. Он обычно помещается внутри защитного футляра. Это привело к определенной путанице по поводу того, что же такое мезуза. Некоторые ошибочно считают, что мезуза - это свиток вместе с футляром. Другие полагают, что футляр и есть мезуза. Люди даже покупают пустые футляры, считая что покупают мезузу! Мезуза - это свиток пергамента. Футляр нужен только для того, чтобы предохранить его от пыли и влаги. Некоторые евреи обходятся вовсе без футляров для мезузот внутри дома. Они оборачивают свиток в прозрачную пленку, чтобы видеть мезузу, а не футляр. Под защитой Творца Мезуза пользуется в народе Израиля особой любовью. Редко можно найти еврейский дом без мезузы: каждый еврей чувствует, что без мезузы в доме чего-то не хватает: не хватает символа, напоминающего всем входящим в дом, что этот дом - еврейский. Однако главное в содержании заповеди о мезузе состоит в том, что присутствие мезузы у входа в дом освящает его, наполняя его особой святостью. Поэтому крайне важно приобретать мезузу только у благочестивого еврея, тщательно исполняющего все заповеди Торы. Мезуза превращает дом в маленький Храм, находящийся под особой защитой Творца. Причем подчеркнем, что эта защита распространяется также на всех обитателей дома - даже тогда, когда они сами не находятся в нем. Об этом сказано в книге Тегилим (Псалмы Давида): "Г-сподь будет хранить тебя, когда ты отправишься в путь и когда станешь возвращаться - отныне и вовеки!" Мезуза на каждой двери дома постоянно напоминает о том, что все дела этого дома и все, что происходит в его стенах, должно быть служением Б-гу. Мезуза также символизирует взаимную преданность Б-га и еврейского народа, поскольку в ней записано краткое содержание договора между ними. Переходя с места на место в доме, еврей постоянно сталкивается с напоминанием о своих обязанностях по этому договору. В то же время, мезуза на каждой двери напоминает следующий стих: "Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем" (Второзаконие, 28:6). Это свидетельствует о выполнении Б-гом его части завета. Следует относиться к исполнению заповеди о мезузе с чрезвычайным вниманием, так как ее исполнение продолжается непрерывно. В самом деле, каждый раз, когда мы выходим из дома или входим в него, мезуза на нашей двери напоминает нам о единстве Творца Вселенной, благословен Он, заставляет нас отвлечься от повседневных забот и осознать, что нет на свете ничего вечного и незыблемого, кроме нашего знания о Всевышнем. Поэтому, проходя мимо мезузы, мы целуем ее (обычно прикладываем к ней пальцы правой руки и затем целуем их). Тфилин Тефиллин Мужчины во время утренней молитвы в будние дни,кроме таллит, надевают на руку и на голову небольшие черные коробочки, называемые филактерии (на иврите тефиллин). Это слово связано с ивритским глаголом,означающим «отличить», «выделить» (см. Исход 33:16,где говорится об отличии евреев от других народов). Ношение тефиллин является исполнением заповеди из Второзакония 6:8: «И навяжи их в знак на руку твою, ида будут они повязкою между глазами твоими» (см.также Исход 13:9, 16; Второзаконие 11:18, где эта запо ведь повторяется). В каждую коробочку тефиллин встав ляется небольшой свернутый кусочек пергамента, накотором слова Торы записаны особым каллиграфическим шрифтом; писец, пишущий тексты из Торы на пергаменте, должен быть ритуально чистым. Тефиллин прикрепляютсянад локтем левой руки с по мощью кожаного ремешка, который обматывается семь раз вокруг руки, кисти и среднего пальца таким образом, что образует буквы шин, далет и иуд, составляющие Божественное имя Шадай, Всемогущий. Филактерия, надеваемая на голову (тефиллин шелъ рош) прикрепляется небуквально «между глазами», но несколько выше на голове, над мозгом, органом знания и интеллекта. Филактерии на руке и на голове помогают человеку осознать, что его действия (руками) и мысли (головой) должны быть направляемы Богом. Тефиллин носят во время утренней молитвы в будни, но не в субботу и не в праздники. Это объясняется тем, что филактерии являются знаком Завета. Но суббота и праздники сами являются знаком Завета. Поэтому в такие дни не требуется дополнительного знака Завета. Тефиллин считаются священными предметами и хранятся в особом футляре. Когда человек надевает тефиллин, он не должен говорить об обыденных делах. Тефиллин также упоминаются в Новом Завете. В Еван гелии от Матфея 23:5 Иисус осуждает определенные группы фарисеев, так как они «дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют филактерии свои и увеличивают воскрилия одежд своих». Здесь Иисус не осуждает сам обычай надевания тефиллин, а лишь неуместное их расширение ради показного благочестия. Он также осуждает показное использование цицит, а не саму заповедь их ношения. В сущности, Иисус делает то же, что еврейские мудрецы, которые осуждают неуместное увеличение священных предметов. Никто не должен делать свои филактерии больше и красивее, чем у других евреев, их не следует носить напоказ. Ведь тефиллин - это не знак человека, это знак Бога. Еврей надевает таллит и тефиллин не для того, чтобы показать, что он более благочестивый, чем другие. Этот знак своему народу дал Бог. Так что ношение таллит и тефиллин - это исполнение заповеди. Слепое подчинение букве закона, показное благочестие и лицемерие так же строго осужд аются иудаизмом, как и христианством.


вернуться

на главную

Праздники Всевышнего

Песах
Шавуот
Рош га Шана
Йом Кипур
Суккот
Ханука
Пурим


Анонсы


анонсы

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Иоанна 3:16-18).